По утверждению психологов о готовности детей к обучению свидетельствует не объём их знаний и умение или неумение читать накануне похода в первый класс. Психологическая готовность к школе определяется способностью малыша слушать, слышать и выполнять определённые инструкции. Если он не слышит, чего от него хотят, значит, он ещё не готов воспринимать указания.
Если же он понимает, что от него требуется, но не желает выполнять - это свидетельствует о том, что учиться в школе ему будет нелегко. Проблемы с обучением в начальных классах будут и у тех детей, которые не умеют самоорганизоваться, планировать работу. Третий показатель зрелости малыша - готовность признать допущенную им ошибку и попытка исправить её без посторонней помощи.
Рановато идти в первый класс и тому крохе, который не умеет сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чём-то даже на короткий промежуток времени. Проверка готовности к школе ребёнка включает и его умение находить общий язык со сверстниками. Родители сами могут определить уровень готовности их чада к новому статусу школьника, проведя такую несложную работу.
Попросите ребёнка перерисовать какой-то конкретный рисунок или обвести составленную вами из точек картинку. Если он в состоянии посидеть 15-20 минут, выполняя предложенное вами задание, значит, умение сосредоточиться и выполнить данную инструкцию у него сформировано на достаточном для его возраста уровне.
О психологической готовности к школе может свидетельствовать ответ малыша на вопрос, хочет ли он учиться в первом классе. Если положительный ответ будет сопровождаться объяснением, что он сможет узнать в школе много нового и интересного, значит, у него достаточно развит познавательный интерес. В случае отрицательного ответа или даже положительного, объяснением которому будет возможность там поиграть, вывод однозначен: идти в школу ещё не время.
Тесты, диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Профессиональная диагностика уровня подготовки детей и готовности ребёнка (в том числе и психологической) к обучению в начальной школе имеет своей целью не простую констатацию достижений отдельного малыша, а определение правильности направления его подготовки и своевременное устранение выявленных проблем.
Для определения уровня готовности ребёнка 6-7 лет к школе существуют разнообразные тесты с заданиями и вопросами, ответы на которые помогут получить общую картину развития малыша. Оно включает в себя многие составляющие, в том числе:
- физическую готовность,
- психологическую,
- эмоциональную,
- социально-коммуникативную.
Тесты, направленные на определение психологической готовности к школе конкретного ребёнка, помогают определить, сможет ли он усвоить предлагаемую школьную программу, находясь в коллективе сверстников.
Прежде чем перейти непосредственно к методикам проведения теста, направленного на определение степени готовности к школе ребёнка, необходимо ознакомиться со следующими правилами:
- чтобы малыш не испытывал напряжения и был полностью открыт, нельзя ему говорить, что его собираются проверять;
- задания следует предлагать в ходе повседневной деятельности или игры (в непринуждённой обстановке);
- тестирование обычно не привязывается к конкретному времени, не спешите получить результат сами и не подгоняйте ребёнка.
Методики определения готовности ребенка к школе
Подробное описание этих и других методик можно найти в интернете. Но это не значит, что родители могут диагностировать своего малыша самостоятельно, тем более - пытаться делать выводы на основании полученных результатов. Это дело - прерогатива специалистов. Вы же можете просто ознакомиться, в каком направлении следует осуществлять подготовку.
Существует большое количество методик, позволяющих провести диагностику готовности ребёнка к успешному обучению в начальной школе. Определить умение выполнять указания в устной форме и делать задания по образцу можно с помощью графического диктанта и методики «Образец и правило» Венгера-Эльконина. Определить уровень психического развития малыша, мелкой моторики, его глазомер, умение подражать можно с помощью методики Керна-Иерасека.
Наступает момент, когда любой родитель задает себе вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?» Несомненно, существуют общепринятые стандарты, но каждый из нас индивидуален. Дети все разные, кто-то способен уже в 6 лет легко усваивать школьный материал и хорошо учиться, а кто-то не сможет просто освоить предлагаемую программу. Тогда как определить готовность ребенка к школе? Об этом и пойдет речь в статье.
Для ответа на данный вопрос необходимо принимать во внимание сразу три аспекта. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Аспект № 1
В первую очередь рассматривается физическая Она устанавливается в результате прохождения специальной медицинской комиссии. Все результаты должны быть непременно занесены в карточку ребенка. В случае, если на данный момент у него есть какие-то заболевания, то поступление в учебное заведение может быть отложено
Аспект № 2
Готовность ребенка к школе с интеллектуальной точки зрения. У него должно быть развито внимание, память, восприятие и прочие важные процессы мозговой деятельности. Если данное условие не соблюдается, ребенок окажется в трудной ситуации, ведь требования, предъявляемые к нему, будут основываться на предположении о том, что все ученики обладают равным уровнем развития. Для оценки данного параметра используются разнообразные психологические методики. Они показывают, насколько у ребенка развиты речь, мышление, координация, внимание, верхних конечностей, и прочее. Во время могут быть предложены элементарные математические задачи. Также возможны тесты, характеризующие его знания об окружающем мире и готовность действовать по определенному алгоритму.
Для определения уровня интеллектуальной зрелости производится подсчет успешно выполненных заданий. Если этот показатель более 80%, то это отличный результат, средняя степень находится в пределах от 55 до 80%, меньшие цифры - низкий балл.
Отметим, что к шести - семи годам ребенку необходимо знать следующие моменты:
Адрес проживания, родной город;
Наименование своей страны и ее столицу;
ФИО родителей, сведения о месте их работы;
Последовательность времен года, особенности;
Месяца и все дни недели;
Отличия домашних животных от диких;
Он должен ориентироваться в своем окружении, пространстве.
Аспект № 3
Готовность ребенка к обучению в школе определяется и по личностной мотивации. У него должен быть интерес к получению знаний, освоению новых умений и навыков. Данный параметр выясняется в процессе беседы. Здесь определяется, насколько ребенок стремится к общению со сверстниками, уровень его самостоятельности, инициативности и прочие особенности. Готовность ребенка к школе во многом зависит от родителей. Их роль состоит в объяснении своему чаду того, зачем люди ходят учиться, что они от этого получают. Ребенок должен получать исключительно положительную информацию о неизвестном для него объекте - школе. Следует помнить, что все, сказанное взрослыми, он воспринимает буквально.