По инициативе Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработан профориентационный проект «Будущий профессионал» (далее – Проект) на 2021-2024 годы. С 2022 года проект реализуется с участием Сургутского государственного университета.
Цель Проекта – создание системы действенной профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций Югры, способствующей формированию их профессионального, личностного и социального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурной и экономической ситуации, потребностей и тенденций рынка труда, а также формированию надпрофессиональных навыков.
В 2023 году участниками пяти этапов Проекта стали обучающиеся 9 класса, их родители (законные представители) и педагоги школы:
Первый этап: «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников». Обучение классных руководителей, педагогов-психологов, иных педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в объеме не менее 36 часов. Цель – подготовка педагогических работников сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Второй этап: «Информирование обучающихся и родителей с рынком труда, современными профессиями, особенностями выбора образовательных программ и организаций». Курс для обучающихся и их родителей, направленный на знакомство с современным рынком труда, актуальными профессиями, особенностями профессионального выбора.
Задачи курса:
Знакомство обучающихся с отраслями экономики, особенностями выбора профессий;
Мотивация к построению траектории выбора своей будущей профессии.
Курс на платформе
https://surgu.distant.global/ нацелил обучающихся на участие в тренинге «Дизайнер профессий будущего».
Третий этап: «Комплексное тестирование обучающихся». Профориентационное тестирование включало в себя построение индивидуальной траектории профессионального развития на основе интересов, способностей, особенностей личности и особенностей надпрофессиональных компетенций.
Четвертый этап: «Профориентационный тренинг» на тему: «Дизайн профессии будущего», на котором девятиклассники:
познакомились с современными профессиями с учетом списка рекомендованных профессий, ошибками профориентации, со структурой эффективного профессионального выбора: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»;
проработали блоки «МОГУ/НАДО», личный потенциальный ресурс для рынка труда, сопоставили способности и умения с профессиями, изучили тенденции развития общества и прогнозировали актуальные профессии будущего; проанализировали полученный опыт;
проработали блок «ХОЧУ», определили критерии выбора профессии мечты; освоили метод выбора профессий на основе критериев;
заполнили презентацию «Моя профессия будущего» (построили индивидуальную траекторию развития).
Пятый этап: «Профориентационный конкурс «Будущий профессионал». Конкурс проводится на муниципальном и региональном уровне. Конкурс организуется на основании единого Положения о его проведении. Предмет конкурса – защита презентаций профессий будущего, разработанных по итогам профориентационного тренинга.